МОУ Лицей №3 Официальный сайт
МОУ "Лицей №3"
г. Старый Оскол

Сделать стартовой

История МОУ "Лицея №3"

Главная
Из истории лицея
Наш лицей сегодня
Образование
Педколлектив
Галерея
Программа "Интеллект"
Семинары
Управляющий совет
Публичный отчет директора
Хозяйственно-финансовый отчет

ИЗ ИСТОРИИ ЛИЦЕЕВ


Первым документом, узаконившим управление государственной системой образования в России, были утвержденные 24 января 1803 года Предварительные правила народного просвещения. В целом документ представлял собою скорее концепцию развития образования, нежели закон его функционирования, но большинство статей предварительных правил «являлись, по существу, проектом программы будущего устройства системы». (Вестник образ. №19, 2001, с.3-7) Эти правила послужили созданию трех типов учебных заведений: лицеев, университетов и гимназий.

Новый тип школы, который получил название «лицей», начал вырабатываться в России в 19 веке. На протяжении первой четверти 19 века были открыты Царскосельский, Ришельевский  и Волынский лицеи. Позднее к ним добавились Демидовский и Нежинский. Лицеи занимали в системе образования промежуточное положение между гимназией и университетом, но ближе были к последнему. Внутреннее устройство лицеев было схоже с университетским: во главе стоял совет, обладающий правом избрания проректора, инспектора, а также правом самостоятельного заведования учебной и хозяйственной частью.

Воспитанники лицеев имели равные права с университетскими студентами. Аттестаты лицеев уравнивались с аттестатами университетов во всех отношениях, в том числе и праве на получение классного чина по окончании обучения. В старших классов лицеев имелся курс университетских наук, включавший богословские, философские или юридические науки. Энциклопедическое образование, которое давал лицей, дает основание утверждать, что лицеи были средними учебными заведениями, но наличие университетских курсов, привилегий определения лицеям первого места после университетов позволяет отнести их к разряду высших учебных заведений.

Во второй половине 19 века последовало радикальное преобразование лицеев. На основе набравших силу учебных заведений были открыты университеты или институты, на базе остальных - четко спрофилированные лицеи, превратившиеся в один факультет университета (Демидовский юридический лицей).

Несмотря на общие черты, лицеи отличались по характеру управления. Нежинский и Решильевский находились в ведении попечителя Харьковского округа, Царскосельский подчинялся непосредственно министру народного просвещения, а Демидовский был подчинен Московскому университету. Во главе Ришельевского лицея стоял совет из родителей учеников под предводительством Одесского градоначальника. При лицее были учреждены педагогический институт и два училища: правоведения и коммерческое.

Возникновение лицеев как особых типов образовательных учреждений в 19 веке было вызвано:

-потребностью в культурных центрах регионов, удаленных от университетов;

-недостаточным количеством гимназий и университетов, стремлением соединить среднее и высшее образование;

-желанием дворянства не допустить встречи своих детей с детьми разночинцев и черни в университетах.

 К началу 20 века возник вопрос о дальнейшей судьбе лицеев (к этому времени их сохранилось только три). Среди всех предложенных проектов наиболее интересным оказалось предложение Некрасова П.А., по мнению которого лицеи должны были стать переходной ступенью от гимназий к университетам. Следовательно, главной целью этих учебных заведений должна являться подготовка к обучению в университете. Управление в лицее в соответствии с данным назначением тоже должно было измениться по своей целенаправленности.

Дальнейшее развитие лицеев как учебных заведений было прервано в 1917 году. Возрождение лицеев как типа среднего общеобразовательного учебного заведения началось лишь в конце 80-х годов 20 века.

В 1991 году Министерство образования РСФСР совместно с РИПКРО выпустило информационно-справочное пособие «Инновационные учебные заведения России». В этом справочнике дана модель лицея как типа образовательного и примерное положение о лицее. Анализ этих документов позволяет выделить основные черты лицея как образовательного учреждения: инновационное, профессиональное; цель - формирование интеллектуальной элиты; создается при высших учебных заведениях; набор осуществляется на основе конкурсного отбора из лиц, проявивших интерес и способности к избранному профилю.

В 1993 году появляется сборник Министерства образования, дающий характеристику новых учебных заведений («Новые типы школ: организация и управление». М., 1993). В нем подчеркивается мысль о том, что в самом названии «лицей» выражена заявка на связь и преемственность с образованием и управлением им, существовавшим ранее в России.

Департаментом образования в Белгородской области в 1998 году был разработан ряд документов о порядке установления статуса образовательных учреждений в Белгородской области. Согласно этому Положению, лицей был отнесен к общеобразовательному профильному учреждению, имеющему естественнонаучную, техническую или другую направленность, реализующий общеобразовательную программу среднего (полного) образования определенной направленности с курсами по специальным дисциплинам в соответствии с профилем. С учетом опыта функционирования лицеев в России до 1917 года и возрождающихся лицеев была разработана модель современного образовательного учреждения типа «лицей», предназначенная для обучения, воспитания и развития способных и одаренных детей.

Лицей, как особый тип учебного заведения, продолжает и сегодня быть интересным для тех, кто видит рациональное зерно в его структуре, методах управления, целостной системе учебно-воспитательного процесса.

Наша история

1973 Открытие школы №3
1990 Создание нового типа образовательного учреждения технической гимназии №1
1990 Введение раннего изучения иностранных языков
1990 открытие классов с углубленным изучением математики и химии
1997 Переименование технической гимназии №1 в муниципальную гимнизию №3
1998 Введение профильного обучения по трём напрвлениям: гуманитарное, химико-биологическое и физико-математическое
1998 Открытие групп довузовской подготовки
1989-1999 1 место среди школ города по итогам социально-экономического развития образовательных учреждений
1993-1997 Победа в областном конкурсе "Школа года"
1997-1999 Признание "Школой года России"
2001 Награждена дипломом "Школа века"
2002 Присвоение нового статуса "Лицей №3"
2004 Награждена дипломом "Школа века"
2004 Школа занесена на доску почёта города Старый Оскол
2004 Награждена дипломом "Школа высшей категории"
2004 Награждена дипломом "Академическая школа"
2006 Победа педагогического коллектива в национальном конкурсе "Образование" в номинации "Лучшее образовательное учреждение, внедряющее инновационные технологии"
2007 Победа
в областном конкурсе проектов на грант Белгородской области, включение МОУ "Лицей № 3" в "Гимназический  союз России"

 

design by boo & Light
Hosted by uCoz